Статьи

СЕВРСКИЙ ФАРФОР

Начало Севрской мануфактуре, по мнению некоторых историков положил министр финансов Франции Орри де Фюльви. Именно ему Маркиза де Помпадур посоветовала поддержать средствами специалистов по фарфору – выходцев из Шантильи. Этим специалистам и их последователям удалось наладить в Венсенском замке производство, которое впоследствии было переведено в Севр и которому суждено было составить непреходящую до сегодняшнего дня славу французского ремесла и искусства художественного фарфора.

В истории Франции XVIII в. маркиза осталась удачливой фавориткой, а в последние свои годы и до самой смерти в Версале в 1764 г. влиятельной подругой короля Людовика XV. В истории европейского фарфора ее след скромнее: один из цветных фонов, характерных для декора продукции Севрской мануфактуры, носит название «розовый – помпадур». Гордая и властная красавица, какой ее и сегодня можно видеть в Старой Пинакотеке в Мюнхене на знаменитом портрете работы Франсуа Буше, Жанна Антуанетта Пуассон, более известная под именем маркизы де Помпадур. Кстати работы Франсуа Буше на протяжении всего XVIII в. вдохновляли декоративно–прикладное искусство Франции. Они воспроизводились на тканях и шпалерах, по рисункам Буше моделировалась фарфоровая пластика, художественные и орнаментальные композиции заимствовались для росписи фарфора.

Маркиза де Помпадур не имела сколько-нибудь заметных личных средств, но близость к Людовику XV в течение первых шести лет (1745 – 1750 г.г.) и влияние на него в течение долгих последующих лет открыли для нее почти неограниченные кредиты, что позволило ей (возможно, по наветам сплетников и завистников) занять в истории место самой дорогой королевской фаворитки. Часть этих средств, благодаря ее тонкому вкусу и деловым качествам, послужили славе Франции. Маркиза живо интересовалась мануфактурой и покровительствовала ей. Подтверждением этому служит туалетный набор севрской работы, подаренный руководством мануфактуры и украшавший туалетный стол в ее покоях в Версале на протяжении более десяти лет. Сейчас хранится в Лувре.

Наполеону III правящему Францией в 1848-1870 годах, также были не чужды «безделушки из Севра». Слабость к прекрасному французского монарха помогла не одному десятку мастеров из Севра сделаться обеспеченными людьми. В Франции ходит молва, что он частенько говорил своим придворным о сладком привкусу Севрских конфетниц и фруктовниц Именно на середину ХIХ-го столетия приходится настоящий рассвет Севрской мануфактуры . Изысканность , тщательность проработки отдельных деталей и филигранная роспись, ставила каждый из предметов на уровень произведения искусства достойных стать украшением самых роскошных дворцов. В этот период не было ни одной монаршей семьи в Европе, которая не обладала бы сервизы, вазами, шкатулки и другими предметами быта произведёнными в Севре. На несколько десятилетий вперёд за ними закрепился статус официальных подарков от Франции

Начало производства знаменитого французского фарфора, было положено во второй половине XVII в. с разницей в несколько лет на двух небольших фабриках керамики: мануфактурах Луи Потера в Руане и Пьера Шикуано в Сен-Клу. Создание мануфактуры в Венсенне с дальнейшим ее переводом в Севр преследовало далеко идущие цели выхода на европейский рынок и конкуренции со знаменитым мейсенским фарфором. Художественную часть производства возглавил королевский ювелир Дюплесси.

Французский фарфор по твердости и по виду не отличался от китайского, но был более легкоплавким и не выдерживал высоких температур при обжиге. Поэтому его глазурь легче повреждалась и царапалась, что и объясняет для такого фарфора название «мягкий». Однако глазурь у него легко сплавлялась с красками, позволяя получить в росписи чистые и яркие тона. Это дало возможность применить разнообразные цветные фоны – «королевский синий», бирюзовый, «розовый – помпадур», лимонно-желтый, яблочно-зеленый и фиолетовый. Наряду с цветными фонами мастера использовали живопись в «резервах» (оставшихся незакрашенными медальонах).

Все статьи


Добавить сайт в избранное (закладки)