Ремонты редко укладываются в первоначальную смету и сроки. Но ещё реже работы приостанавливаются, а их стоимость выходит за рамки бюджета из-за обнаружения загадочного произведения искусства, чей возраст превышает 300 лет. Однако именно это произошло в помещении, которое арендовал для нового бутика в Париже модный дом Oscar de la Renta.
Генеральный директор компании Алекс Болен выбрал для
магазина помещение на улице Мариньян, в доме, который с момента
постройки в XIX веке принадлежал одной семье. Прежде на втором этаже
располагались офисы, и от них остались подвесные потолки, люминесцентные
лампы, стены из ДСП и промышленные ковровые покрытия, которые
необходимо было убрать.
Первое открытие было сделано вскоре после начала ремонта: под подвесным
потолком в комнате на втором этаже обнаружились деревянные панели —
29 квадратов, окружающих потолочную розетку. На восьми из них
были нарисованы различные геральдические знаки. Впрочем, такие потолки
были нередки в зданиях середины позапрошлого столетия.
Настоящий сюрприз ожидал рабочих,которые срывали ДСП со стены.
Вместо мела и алебастра они увидели потемневшую от времени
картину,занимавшую всё пространство из конца в конец. «Иногда во время
работы в старинных замках за панелью можно найти скрытый камин или
фреску, например, в Италии, — рассказывает архитектор
Натали Райан. — Но в квартире? В магазине? Я никогда
не видела ничего подобного».
На полотне размером 3 на 6 метров изображён изысканно причёсанный и одетый
маркиз XVII века,въезжающий со свитой в Иерусалим. «Это очень редкая
и по многим причинам исключительная картина, — сказал Бенуа
Жансон, специалист по реставрации Nouvelle Tendance, курирующий
работу над полотном. — А именно, из-за её исторического и эстетического
качества,а также размера».
Эксперт по творчеству старых мастеров Стефан Пинта установил, что картина написана в 1674 году. Её автор Арно де Вуэз работал с Шарлем Лебреном, первым художником Людовика XIV и дизайнером интерьеров Версальского замка. Позже де Вуэз, который был известным дуэлянтом, был вынужден бежать из Франции и оказался в Константинополе. Его работа изображает пышный въезд в Иерусалим Шарля Мари Франсуа Олье, маркиза де Нуантеля — посла Людовика XIV при Османском дворе.
Однако каким образом картина оказалась на стене в жилом
доме XIX века и почему была скрыта — остаётся загадкой. Есть
предположение, что это произошло во время Второй мировой войны, учитывая
обстоятельства.
Полотно, наклеенное на марлю, опасно снимать со стены.
Поэтому Алекс Болен договорился с владельцами здания, что он восстановит
картину, а они оставят её в магазине на весь период
аренды (первоначальный срок составляет 10 лет). Реставраторы планируют
закончить работы к маю этого года. Заодно в помещении будут повышены
меры безопасности, например, в 10 окон высотой от пола до потолка
будут вставлены специальные стёкла.
Между тем, Алекс Болен планирует пригласить специалистов по геральдике,которые смогут расшифровать знаки на потолке. Сейчас, когда розничные магазины отличаются от торговых интернет-сайтов только личным отношением к покупателям, культурное сокровище, окружённое загадкой в духе романов Дэна Брауна, может стать «талисманом счастья» для нового бутика Oscar de la Renta в Париже.